Организация индивидуальной работы с детьми дома по закреплению речевых навыков и умений.

 

Общие советы по проведению занятий дома.

 

Важно, чтобы занятия дома были похожи не на уроки, а на игру. Придумывайте различные истории, чтобы увлечь ребенка. Если проводить занятия в виде игр, то малыш будет охотнее учиться правильно говорить, что, безусловно, поможет достичь больших результатов в короткие сроки.

Ни в коем случае не злитесь, если у ребенка что-то не выходит! Исправить  произношение непросто, нельзя за одно занятие научить малыша произносить четко и ясно все звуки, а также использовать сложные слова. В любом занятии важную роль играет время. Ошибки – это неотъемлемая часть процесса обучения.

Будьте терпеливы, хвалите ребенка даже за самые малые успехи, поддерживайте, если что-то не выходит. Если срываться и ругать малыша, то лучше говорить он не будет, а лишь замкнется в себе, что может усугубить речевые проблемы.

Занятия должны быть регулярными. Лучше упражняться по 5 минут в день, чем раз в неделю 1,5 часа. В самом начале можно начинать занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая их до 15-20 минут два раза в день.

 

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционные упражнения играют огромную роль, т. к. они способствуют развитию речевого аппарата, благодаря чему дети учатся управлять им и справятся с произношением даже сложных звуков.

Делать артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 1-2 раза в день по 3-5 минут. Все упражнения должны выполняться без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются). Каждое упражнение следует выполнять по пять раз, каждый подход не дольше 5 секунд (под счёт, который ведёт взрослый). В день добавлять по одному новому упражнению, а при затруднении выполнения упражнения нужно вернуться к более простому.

Базовый комплекс артикуляционных упражнений:

  • «Заборчик» – губы в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

  • «Трубочка» – губы вперёд трубочкой (зубы сомкнуты).

  • «Заборчик-трубочка» – чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

  • «Лопатка» – широкий язык на нижней губе в спокойном, расслабленном состоянии.

  • «Иголка» – узкий язык между резцами.

  • «Лопатка-иголка» – чередование соответствующих упражнений.

  • «Шлагбаум»  - подъём языка за верхние зубы (рот открыт, но не слишком широко).

  • «Качели» - чередование движений языка вверх и вниз с удерживанием в течение пяти секунд в каждой позиции.

  • «Блинчик» - язык за нижними зубами в спокойном, расслабленном состоянии.

  • «Потягушки» - высунуть язык и тянуться им к носу, к подбородку, к правому уголку рта и к левому.

 

Рекомендуется проводить артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Делайте упражнения вместе с ребенком. Лучше купить большое зеркало, в котором будет видно не только ребенка, но и вас. В этом случае малыш сможет повторять все действия. Так как оптимальный вариант – упражняться сидя, то лучше приобрести настольное зеркало.

  

Упражнения со специальной литературой.

В настоящее время ассортимент методических пособий огромен. При выборе нужно ориентироваться на издания с яркими иллюстрациями, они привлекают внимание и поддерживают интерес у ребенка.

Если ваш малыш выговаривает все звуки, но испытывает трудности в согласовании слов и в пересказе или имеет скудный словарный запас, то отдавайте предпочтение литературе: Н.В. Нищева «Обучение детей рассказыванию с опорой на картинки», Н.Э. Теремкова «Я учусь пересказывать», Н.Э. Теремков «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика».

 

Упражнения для развития мелкой моторики.

Уровень развития речи ребенка напрямую связан с развитием мелкой моторики. Для её тренировки эффективным инструментом станет даже обычный пластилин. Малышам достаточно мять этот материал и лепить простые одноцветные фигуры. С детьми постарше учитесь делать более сложные многоцветные фигурки, к примеру, разных животных.

Во время игр с пластилином изучайте цвета и формы.

Можно слепить несколько фигурок и придумать им историю, в этом случае у ребенка будут развиваться воображение, и увеличиваться словарный запас. Например, история про поход в овощной магазин - можно слепить фрукты и овощи, выставить их на «прилавок» и играть в продавца и покупателя. Благодаря такой игре ребёнок расширит свой словарный запас, запоминая названия овощей и фруктов, сможет повторить цвета и формы.

Вот ещё несколько идей и приёмов как развить моторику малыша:

* Купите шарик су-джок, который состоит из двух частей: колючего шарика и пружинки. Пружинку надевайте поочередно на пальчики, проговаривая потешки или просто называя пальчики, а шарик катайте по ладошкам и пальчикам малыша.

 

* Соревнуйтесь в перетягивании пальчиками ленточек, верёвочек, карандашей, шнурков.

 

* Заверните в фольгу мелкие предметы - пусть малыш их разворачивает.

 

* Пусть ребёнок летом, по дороге с дачи, обрывает по одному лепестку с ромашки.

 

* Пускай давит пузырьки на воздушно-пузырьковой упаковочной пленке.

 

* Разрешайте ребёнку самому застегивать и расстегивать пуговицы, откручивать и закручивать крышки у пластиковых бутылок.

 

* Дайте миску со смешанным горохом и фасолью или с более мелкими крупами для усложнения задачи - попросите ребёнка рассортировать.

 

* Дайте ребёнку мелкие предметы и попросите сложить их по одному в пластиковую бутылку через горлышко. Вариант игры на море - собирание мелких камешков в бутылку. Это игра также учит малыша определять на глаз размер предметов.

 

* Пусть ребёнок наматывает ленту на палочку или пальчик.

 

* Поиграйте с прищепками! Пусть ребёнок развешивает сушиться кукольную одежду. А если присоединить прищепки к желтому кругу, вырезанному из картона, то получится солнышко!

 

* Очень полезно заняться аппликацией. Движения руки, которые задействованы в вырезании с использованием ножниц - очень хорошо влияют не только на мелкую моторику, но и отлично развивают мозг. Полезно будет сделать аппликацию и придумать историю про неё. Например, делая аппликацию стрекозы, предложите ребёнку придумать про неё рассказ. Помогите малышу, задавая ему наводящие вопросы:

 

Как зовут твою стрекозу? Какая она? Что она любит делать? Где она летала? Кого встретила?

 

Вот пример рассказа, который может получиться:

 

«Стрекоза Забава»

Жила-была стрекоза. Её звали Забава. Она была разноцветная и крылышки у неё переливались на солнце всеми цветами радуги. Однажды, стрекоза полетела охотиться на пруд. Она мечтала поймать комара пожирнее. Над прудом она увидела толстого-претолстого комара, который летал над водой и весело распевал песенку: зу-зу-зууууу, зу-зу-зууууу, не боюсь я стрекозуууу!

Песенка так понравилась стрекозе, Забаве, что она передумала ловить комара и решила с ним подружиться. Она подлетела к комару и стала подпевать ему: за-за-заааа, за-за-заааа - я большая стрекозааааа. Так и началась первая в истории дружба стрекозы и комара.

Такая аппликация будет способствовать не только развитию моторики, но и фантазии, связной речи, укрепит добрые отношения со взрослым, поднимет настроение, а также будет способствовать закреплению в речи звука [З], если этот звук находится на этапе автоматизации.

 

Закрепление отдельных звуков.

Нередко бывает, что ребенок может правильно произносить звук изолированно, но в речи его не употребляет. В этом случае нужно автоматизировать трудный звук.

Важно, чтобы автоматизация звука была поэтапной: сначала звук автоматизируется в слогах, затем в словах, в словосочетаниях и только затем в связной речи. Правильно подобрать материал для автоматизации поможет специалист (подберёт слова, где автоматизируемый звук будет находиться в правильной позиции, исключит слова со смешиваемыми звуками или слова со звуками, которые ребёнок искажает).

Чтобы ввести звук в спонтанную речь, максимально используйте в повседневном общении с ребенком слова, где есть сложный для него звук. К примеру, если малыш не справляется со звуком «р», то в магазине, подходя к рыбному отделу, спросите ребёнка: «Что здесь продается»? Если видите что-то красное, то попросите ребёнка назвать это слово: «красная крыша», «красный шарик» и пр. Открывая дверь, попросите ребёнка проговорить действие: «поворачиваю ручку» и т. д.

Полезным будет заучивание стихов с трудным звуком, например для дифференциации (различения) и закрепления в речи звуков Р, РЬ и Л, ЛЬ, ребёнку будет полезно выучить стихотворение Самуила Маршака «Мэри»:

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет,
И жалобно плачет, 
- Нельзя без другого никак!

Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги.
Сошьем тебе новый,
Иль купим готовый,
Но только, смотри, береги!

 

Роль родителей в обучении и воспитании ребенка огромна! Справятся ли родители самостоятельно с трудностями малыша, зависит от того, что явилось причиной нарушения речи. Например, одни проблемы могут исчезнуть сами по себе, а другие нуждаются в участии логопеда и даже врача - невролога. В любом случае ВАЖНО помочь ребёнку преодолеть речевые трудности и освоить навыки общения.

 

Желаем Вам успеха!

 


Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении здоровья детей.

Карпова Н.И , воспитатель МБДОУ детского сада №1 «Василёк»

Здоровый ребенок - счастье родителей. Найдется ли на свете мать или отец, которые не хотели бы видеть своего ребенка крепким, выносливым, закаленным? А такими дети не становятся сами. Необходимо своевременно выработать в растущем организме умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Роль педагогов в ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи и родителям необходимо заботиться о физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой и приобщать к здоровому образу жизни. Педагоги, работающие в дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей включает в себя несколько направлений.
Ведущим фактором укрепления здоровья ребенка является выполнение режима дня.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

Важным фактором сохранения и укрепления здоровья детей является формирование у детей культурно-гигиенических навыков. Необходимо воспитывать у детей культуру поведения за столом, навыки здорового питания, умение одеваться, застегивать пуговицы, обувь; правильно пользоваться ложкой, салфеткой, используя для этого разные формы: дидактические игры, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры, игры-инсценировки.

Большое значение в сохранении и укреплении здоровья детей имеют физкультурно - оздоровительные мероприятия: утренняя гимнастика, оздоровительная и корригирующая гимнастика, закаливание, физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения.
Занятия физкультурой способствуют развитию физических качеств дошкольников, способствуют сохранению и укреплению здоровья детей. Подвижные игры способствуют развитию двигательных коммуникативных способностей.

Самостоятельная двигательная активность малыша в детском саду и дома – залог его здоровья, т.к. потребность двигаться – это естественная потребность каждого ребенка, а движение – основа любой его деятельности.

Для профилактики психоэмоционального напряжения необходимо чередовать умственную и двигательную деятельности (то есть, если читали сказки, надо поиграть и т. д.).

Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Развитие навыков здорового образа жизни ребенка происходит не самопроизвольно, а в процессе систематического, целенаправленного воспитания и образования в семье и детском саду.

 


 

«Природа как воспитатель»

Есаянц М.Е., воспитатель

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют привитию навыков ухода за растениями, животными, птицами.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума.

Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья опали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт со взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учиться в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить,

делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:

Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Дал здоровья, свежих сил,
И гостинцем угостил.

Напомните детям, что много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно. Он многое увидит: как шелестят листья; росу на траве; бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки и т. д. Сначала возьмите 2-3 растения, а потом больше. Дети понюхают, а потом с закрытыми глазами узнают, чем пахнет.

Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметили муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите муравьёв сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки общаются с природой и с ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни дома пекутся пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья, сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Расскажите сколько людей трудится, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А если дома есть животные - не забывайте их кормить. Сначала вместе с вами, дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку, и ваш ребёнок сам будет всё делать.
Умение видеть и понимать другое живое существо, тонкое движение души ребёнка, зависит от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Земля - наш общий дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо!
Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!

__________________________________________________________________________________________________________

Советы родителям по развитию слухового восприятия дошкольников

Водяницкая Е.Н., учитель-логопед

 

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности — очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно, слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.
    Слух человека формируется на здоровой органической основе с самого раннего возраста под влиянием акустических (слуховых) раздражений. В процессе восприятия человек не только проводит анализ и синтез сложных звуковых явлений, но и определяет их значение. Качество восприятия посторонних шумов, речи других людей или собственной зависит от сформированности слуха.
Поэтому необходимо  с ранних лет развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки.

 

Восприятие со звучащими предметами.

Занятия со звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах у детей. Дети с удовольствием со временем и сами по мере сил примут участие в их изготовлении.

 

Экспериментирование со звучащими предметами.

 

Это особая форма проявления детской активности, которая стимулирует познавательное отношение к миру звуков и звучанию разных предметов, расширяет возможность к различению звучания разных предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности, развивает мелкую моторику рук, формирует чувство ритма.

Очень хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос»

  • - банки из под кофе,  чая, соков, наполненные косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, пуговицами, горохом;
  • - шуршащие метелки из обрезков бумаги, полиэтилена и т.п.
  • - погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических косточек, бусинок;
  • - шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, шумящие морские раковины, стучащие палочки разной толщины из дерева разных пород;
  • - сосуды с разным количеством воды;
  • - перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра по которым можно ударять;
  • - нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок мог сам менять силу из натяжения;
  • - свистки и дудочки из глины и дерева.

 

____________________________________________________________________________________________________________________

"Можно, нельзя, надо"

Беликова А.И., воспитатель МБДОУ детского сада №1 «Василёк»

 Некоторые родители считают, что «запрещать – значит отнимать радости детства», «упрямство в ребёнке – проявление положительное: так как он выражает волевые усилия», «совсем необязательно, чтобы ребёнок слушался, а то вырастет безынициативным». Правы ли они? Напомним, что говорил по этому поводу А. С. Макаренко: «Ребёнок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6 - 8 лет». В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребёнок, тем меньше его жизненный опыт и багаж нравственных представлений, тем больше он нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремления к деятельности были неуправляемы. Ведь иначе они могут проявляться в уродливых формах – в дурном поведении, неразумных, а то и безнравственных поступках. И ещё одна мысль, высказанная в этой же связи А.С. Макаренко:  «У детей необходимо воспитывать привычку выполнять поручения и распоряжения взрослых. Это не только делает воспитание  лёгким, но и сберегает нервы ребёнка, уменьшает всякий риск нелепых поступков. Предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на капризы, упрямство, своеволие и пр.». Высказанные замечательным русским педагогом советы устремлены в будущее ребёнка, ведь послушание – первая ступень дисциплинированности. И чтобы подготовить растущего человека к жизни в обществе людей, уже сейчас надо учить его подчинять своё «я» родительскому требованию. «Мы часто не в силах уговорить своего ребёнка, настоять, мы уступаем, - сокрушаются мамы и папы. Тут же утешают себя: «Упрямый  значит волевой». Считать, что в упрямстве ребёнка проявляются воля и настойчивость,- глубокое заблуждение. А. С. Макаренко писал: «Воля – это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего–то, когда это нужно. Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и отказ одновременно». Детское упрямство – признак слабой воли, неумения преодолеть своё желание, мобилизовать себя. Упрямство присуще избалованным детям, не умеющим считаться с родительским словом. Упрямство – проявление отрицательной черты характера, и её надо искоренять, иначе она может перерасти в негативизм – крайнюю степень упрямства, когда ребёнок сопротивляется любому требованию взрослого. Негативизм всегда направлен на того, кто балует ребёнка. Именно те родители, которые чрезмерно уступчивы и щедры в своём потворстве ребёнку, увы, не имеют авторитета в его глазах. Воспитание не может быть нетребовательным, ибо отсутствие требовательности к растущему человеку есть не что иное, как воспитание стихийное. «Можно», «нельзя», «надо» - три первоначальных нравственных понятия, которые ребёнок должен усвоить очень рано. На них опираются родительские требования. Разумная, справедливая, обоснованная и в меру взыскательная требовательность развивает ребёнка нравственно. Требовать, уважая, - именно этот принцип должен быть в основе отношений между воспитателем и воспитуемым. Тогда у ребёнка не возникнет сопротивления воспитательным воздействиям, а у взрослого – растерянности в выборе подхода к нему.

____________________________________________________________________________________________________________________

«Пойте на здоровье!»

Магомедова Р.О., музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №1 «Василёк»

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей. При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.

Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.

Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.

Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни – это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.

Один из важнейших компонентов пения — дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса. Дыхание – это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма – мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.

Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:

  •  «Собачки» — подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);

  •  «Насос» — надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);

  •  «Ветер» — рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);

  •  «Задуваем свечи на торте»

Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.

А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.

Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь.

Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!

Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.

Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек – счастливый человек! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.

Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье!

___________________________________________________________________________________________________________

     Когда обращаться к специалистам?

                                                                                           Гришкова И.А., учитель-логопед

0-3 месяца. Кроха не реагирует на слова, не поворачивает голову на голос, у него нет «комплекса оживления», когда вы весело агукаете или играете с ним.

4-7 месяцев. Малыш не поворачивает головку к источнику звука, не ищет его глазами, не лепечет.

8-12 месяцев. Ребёнок не понимает обращённые к нему слова, не может показать, где у него носик, глазки, ротик, не реагирует, когда вы окликаете его по имени, не делает попыток произнести простейшие слова типа: «мама», «дядя», «дай», «бух!»

1-2 года. Кроха не может ответить на вопросы: «Как тебя зовут?», «Куда ты идёшь?», не показывает на картинке знакомых героев сказок, когда вы его об этом просите: «Покажи где зайка?», «Где сидит белочка?» и т.д.

2-3 года. Малыш не идёт на речевой контакт с вами, путается в пространстве: где верх, низ, впереди, сзади; не может выполнить поэтапное задание, состоящее из 2-3 частей: «Возьми на столе книгу и отнеси её бабушке в спальню» (при этом кроха берёт или не тот предмет, или относит книгу совсем не по назначению).

3-4 года. У ребёнка множественные нарушения звукопроизношения, он не может построить простую фразу из 4-5 слов; не получается составить коротенький рассказ по картинке.

5-6 лет. Некоторые звуки самостоятельно так и не появились в речи, или их звучание не соответствует норме. Ребёнок испытывает большие неудобства в общении, у него отмечается «страх речи».

Информационно-образовательные ресурсы